Все участники вов

Потапов Иван Владимирович

___ ____1910 г. — 6.03.1942 г. - Баренцево море
Воинское звание

1942 г. капитан-лейтенант

Место рождения

г. Саратов

Дата призыва

___ ___ 1930 г.

Место службы

1941-1942 гг. - ЭМ "Громкий", СФ

История участника ВОВ

Потапов Иван Владимирович родился в 1910 г. в г. Саратов, в семье крестьян. Русский. В РККА с 1930 г. Окончил ВМУ. В 1941 г. - относился к кадровому составу ВМФ. На 1941 г. - член ВКП(б). В ВОВ с 23.06.1941 г., при конвоировании транспортов «Обь» и «Шексна» «Громкий» впервые открыл огонь по вражескому самолету. Затем эскортирование конвоев и ПВО базы ста­ли обычным занятием ЭМ. 26.08.1941 г., сопровождая теплоход «М­рия Ульянова», подвергся массированной атаке с воздуха , получив незначительные повреждения от разрывов бомб. С 10 по 12 сен­тяб­ря «Гром­кий» со­вме­ст­но с «Гре­мя­щим» ста­вил мин­ные за­гра­ж­де­ния, 21 сен­тяб­ря, 20, 21 и 24 ок­тяб­ря об­стре­ли­вал бе­ре­го­вые по­зи­ции нем­цев. Все­го за это вре­мя эс­ми­нец по­ста­вил 142 ми­ны КБ-3 и вы­пус­тил 1332 130-мм сна­ря­да. В но­яб­ре ко­рабль про­шел двух­не­дель­ный пла­но­во-п­ре­ду­пре­ди­тель­ный ре­монт. 18 но­яб­ря «Гром­кий» вновь вел огонь по по­зи­ци­ям вра­га из гу­бы Ара (сде­лал 103 вы­стре­ла из 130-мм ору­дий), ут­ром 25 но­яб­ря он со­вме­ст­но с анг­лий­ски­ми крей­се­ром «Ке­ния», эс­мин­ца­ми «Бе­ду­ин» и «Ин­тре­пид» об­стре­ли­вал ба­та­реи ост­ро­ва Вар­де. Про­тив­ник от­ве­тил ог­нем, но пря­мых по­па­да­ний не бы­ло, и эс­ми­нец от­де­лал­ся лишь вмя­ти­на­ми от ос­кол­ков. С 3 ян­ва­ря по 2 фев­ра­ля 1942 г. «Гром­ий» на­хо­дил­ся в ре­мон­те. Тя­же­лым ис­пы­та­ни­ем для «Гром­ко­го» стал по­ход, на­чав­ший­ся со­вме­ст­но с «Гремящим» 1 мар­та. С начала похода корабль попал в 8-ми бальный шторм. Не­при­ят­но­сти на­ча­лись с то­го, что в кот­лах на­ча­ли ло­пать­ся труб­ки. ЭМ пришлось идти под одним третьим кот­лом. Ко­гда ве­тер уси­лил­ся до 9 бал­лов, ход ко­раб­ля умень­шил­ся до 4-5 уз­лов, крен дос­ти­гал 40, нос на­чал за­ры­вать­ся в во­ду. В ночь на 5 марта ветер достиг 10-11 бал­лов, и «Громкий» лег в дрейф. Ут­ром уда­лось уве­ли­чить ход до 20 уз­лов, но ко­рабль силь­но за­ры­вал­ся в вол­ны и стра­дал от кач­ки (за­ре­ги­ст­ри­ро­ван крен на ле­вой борт в 49°). Эки­паж по­нес по­те­ри: вол­ной бы­ли смы­ты за борт по­мощ­ник ко­ман­ди­ра ко­раб­ля ка­пи­та­н-лей­те­нант И.В. По­та­пов, глав­ный боц­ман Ф.К. Мош­кин и два крас­но­флот­ца - С.А. Бы­ков и П.Г. Тащилов. ЭМ до бе­ре­га не дош­ел, лег в дрейф. Только 9.03.1942 г. корабль пришел в Мурманск. Oсновные причины недостаточной общей прочности эсминцев проекта 7, повлекшие за собой гибель ЭМ Сокрушительный (погиб 20.11.1942 г., разломившись в 11-12 б. шторм), тяжелые повреждения ЭМ Громкий детально проанализированы в спец. приказе наркома судостроительной промышленности 00181 от июня 1943 г. О конструктивных ошибках при проектировании кораблей проекта 7. Главная ошибка заключалась в перенапряжении несущих связей в оконечностях и резком обрыве продольного набора в районах перехода его к поперечной системе набора. Последнее противоречило традициям передовой отечественной школы строительной механики корабля. Достоин удивления и тот факт, что на протяжении всего времени проектирования проектант ЦКБ-17 получал положительные заключения от отделения прочности ЦНИИ-45, головного института отрасли. Когда с флотов начали поступать сигналы о недостаточной прочности этих эсминцев, проектант не обеспечил своевременную разработку чертежей подкреплений и рассылку их судоремонтным предприятиям ВМФ и НКСП для выполнения работ. Проект 7-й серии разрабатывался с 1932 г., на основе итальянских, передовых на нач. 1930-х гг. ЭМ Folgore и Maestrale. Разработку проекта 7 поручили Центральному конструкторскому бюро спец. судостроения ЦКБС-1, главным руководителем проекта был утвержден В. А. Никитин, ответственным исполнителем П. О. Трахтенберг. В авг. 19137 г. Конструкторы бывшего ЦКБС-1 В. Л. Бжезинский, В. П. Римский-Корсаков, П. О. Трахтенберг были арестованы. Новый проект, получивший индекс 7У «улучшенный», был разработан под руководством О. Ф. Якоба всего за месяц осенью 1937 г. Он также не был лишен недостатков. Проблема прочности корпуса не была окончательно решена.