Потапов Иван Владимирович
___ ____1910 г. — 6.03.1942 г. - Баренцево море1942 г. капитан-лейтенант
г. Саратов
___ ___ 1930 г.
1941-1942 гг. - ЭМ "Громкий", СФ
Потапов Иван Владимирович родился в 1910 г. в г. Саратов, в семье крестьян. Русский. В РККА с 1930 г. Окончил ВМУ. В 1941 г. - относился к кадровому составу ВМФ. На 1941 г. - член ВКП(б). В ВОВ с 23.06.1941 г., при конвоировании транспортов «Обь» и «Шексна» «Громкий» впервые открыл огонь по вражескому самолету. Затем эскортирование конвоев и ПВО базы стали обычным занятием ЭМ. 26.08.1941 г., сопровождая теплоход «Мрия Ульянова», подвергся массированной атаке с воздуха , получив незначительные повреждения от разрывов бомб. С 10 по 12 сентября «Громкий» совместно с «Гремящим» ставил минные заграждения, 21 сентября, 20, 21 и 24 октября обстреливал береговые позиции немцев. Всего за это время эсминец поставил 142 мины КБ-3 и выпустил 1332 130-мм снаряда. В ноябре корабль прошел двухнедельный планово-предупредительный ремонт. 18 ноября «Громкий» вновь вел огонь по позициям врага из губы Ара (сделал 103 выстрела из 130-мм орудий), утром 25 ноября он совместно с английскими крейсером «Кения», эсминцами «Бедуин» и «Интрепид» обстреливал батареи острова Варде. Противник ответил огнем, но прямых попаданий не было, и эсминец отделался лишь вмятинами от осколков. С 3 января по 2 февраля 1942 г. «Громий» находился в ремонте. Тяжелым испытанием для «Громкого» стал поход, начавшийся совместно с «Гремящим» 1 марта. С начала похода корабль попал в 8-ми бальный шторм. Неприятности начались с того, что в котлах начали лопаться трубки. ЭМ пришлось идти под одним третьим котлом. Когда ветер усилился до 9 баллов, ход корабля уменьшился до 4-5 узлов, крен достигал 40, нос начал зарываться в воду. В ночь на 5 марта ветер достиг 10-11 баллов, и «Громкий» лег в дрейф. Утром удалось увеличить ход до 20 узлов, но корабль сильно зарывался в волны и страдал от качки (зарегистрирован крен на левой борт в 49°). Экипаж понес потери: волной были смыты за борт помощник командира корабля капитан-лейтенант И.В. Потапов, главный боцман Ф.К. Мошкин и два краснофлотца - С.А. Быков и П.Г. Тащилов. ЭМ до берега не дошел, лег в дрейф. Только 9.03.1942 г. корабль пришел в Мурманск. Oсновные причины недостаточной общей прочности эсминцев проекта 7, повлекшие за собой гибель ЭМ Сокрушительный (погиб 20.11.1942 г., разломившись в 11-12 б. шторм), тяжелые повреждения ЭМ Громкий детально проанализированы в спец. приказе наркома судостроительной промышленности 00181 от июня 1943 г. О конструктивных ошибках при проектировании кораблей проекта 7. Главная ошибка заключалась в перенапряжении несущих связей в оконечностях и резком обрыве продольного набора в районах перехода его к поперечной системе набора. Последнее противоречило традициям передовой отечественной школы строительной механики корабля. Достоин удивления и тот факт, что на протяжении всего времени проектирования проектант ЦКБ-17 получал положительные заключения от отделения прочности ЦНИИ-45, головного института отрасли. Когда с флотов начали поступать сигналы о недостаточной прочности этих эсминцев, проектант не обеспечил своевременную разработку чертежей подкреплений и рассылку их судоремонтным предприятиям ВМФ и НКСП для выполнения работ. Проект 7-й серии разрабатывался с 1932 г., на основе итальянских, передовых на нач. 1930-х гг. ЭМ Folgore и Maestrale. Разработку проекта 7 поручили Центральному конструкторскому бюро спец. судостроения ЦКБС-1, главным руководителем проекта был утвержден В. А. Никитин, ответственным исполнителем П. О. Трахтенберг. В авг. 19137 г. Конструкторы бывшего ЦКБС-1 В. Л. Бжезинский, В. П. Римский-Корсаков, П. О. Трахтенберг были арестованы. Новый проект, получивший индекс 7У «улучшенный», был разработан под руководством О. Ф. Якоба всего за месяц осенью 1937 г. Он также не был лишен недостатков. Проблема прочности корпуса не была окончательно решена.