Все участники вов

Тащилов Петр Гаврилович

___ ___ 1920 г. — 6.03.1942 г. - Баренцево море
Воинское звание

1942 г. краснофлотец

Место рождения

г. Астрахань

Дата призыва

__ ___ 1940 г.

Место службы

1941-1942 гг. - ЭМ "Громкий", СФ

История участника ВОВ

Тащилов Петр Гаврилович родился в 1920 г., в г. Астрахань в семье рабочих. Русский. Родственники на 1941 г. проживали в г. Астрахань, завод им. Сталина, д. 6, кв. 9. В 1940 г. - призван Ухтомским РВК в РККА. В 1941-1942 гг. - горнист ЭМ "Громкий", СФ. В ВОВ с 23.06.1941 г. 23 ию­ня при кон­вои­ро­ва­нии транс­пор­тов «Обь» и «Шекс­на» «Гром­кий» впер­вые от­крыл огонь по вра­же­ско­му са­мо­ле­ту. За­тем эс­кор­ти­ро­ва­ние кон­во­ев и ПВО ба­зы ста­ли обыч­ным за­ня­ти­ем эс­мин­ца. 26 ав­гу­ста, со­про­во­ж­дая вме­сте с «Гре­мя­щим», «Уриц­ким» и «Куй­бы­ше­вым» те­п­ло­ход «Ма­рия Уль­я­но­ва», под­верг­ся мас­си­ро­ван­ной ата­ке с воз­ду­ха и по­лу­чил не­зна­чи­тель­ные по­вре­ж­де­ния от близ­ких раз­ры­вов бомб. С 10 по 12 сен­тяб­ря «Гром­кий» со­вме­ст­но с «Гре­мя­щим» ста­вил мин­ные за­гра­ж­де­ния, 21 сен­тяб­ря, 20, 21 и 24 ок­тяб­ря об­стре­ли­вал бе­ре­го­вые по­зи­ции нем­цев. Все­го за это вре­мя эс­ми­нец по­ста­вил 142 ми­ны КБ-3 и вы­пус­тил 1332 130-мм сна­ря­да. В но­яб­ре ко­рабль про­шел двух­не­дель­ный пла­но­во-п­ре­ду­пре­ди­тель­ный ре­монт. 18 но­яб­ря «Гром­кий» вновь вел огонь по по­зи­ци­ям вра­га из гу­бы Ара (сде­лал 103 вы­стре­ла из 130-мм ору­дий), ут­ром 25 но­яб­ря он со­вме­ст­но с анг­лий­ски­ми крей­се­ром «Ке­ния», эс­мин­ца­ми «Бе­ду­ин» и «Ин­тре­пид» об­стре­ли­вал ба­та­реи ост­ро­ва Вар­де, сде­лав 111 вы­стре­лов глав­ным ка­либ­ром. Про­тив­ник от­ве­тил ог­нем, но пря­мых по­па­да­ний не бы­ло, и эс­ми­нец от­де­лал­ся лишь вмя­ти­на­ми от ос­кол­ков. С 3 ян­ва­ря по 2 фев­ра­ля 1942 г. «Гром­кий» на­хо­дил­ся в ре­мон­те. Тя­же­лым ис­пы­та­ни­ем для «Гром­ко­го» стал по­ход, на­чав­ший­ся со­вме­ст­но с «Гре­мя­щим» 1 мар­та. С самаого начала похода корабль попал в восьми бальный шторм. Не­при­ят­но­сти на­ча­лись с то­го, что в кот­лах на­ча­ли ло­пать­ся труб­ки. Эс­мин­цу при­шлось ид­ти под од­ним треть­им кот­лом. Ко­гда ве­тер уси­лил­ся до 9 бал­лов, ход ко­раб­ля умень­шил­ся до 4-5 уз­лов, крен дос­ти­гал 40, нос на­чал за­ры­вать­ся в во­ду. В ночь на 5 мар­та ве­тер дос­тиг 10-11 бал­лов, и «Гром­кий» лег в дрейф. Ут­ром уда­лось уве­ли­чить ход до 20 уз­лов, но ко­рабль силь­но за­ры­вал­ся в вол­ны и стра­дал от кач­ки (за­ре­ги­ст­ри­ро­ван крен на ле­вой борт в 49°). Эки­паж по­нес по­те­ри: вол­ной бы­ли смы­ты за борт по­мощ­ник ко­ман­ди­ра ко­раб­ля ка­пи­та­н-лей­те­нант И.В. По­та­пов, глав­ный боц­ман Ф.К. Мош­ин и два крас­но­флот­ца - С.А. Бы­ков и М.Д. Хру­лев. К то­му вре­ме­ни ос­та­ва­лось все­го 40 т то­п­ли­ва, хо­тя до бе­ре­га бы­ло еще 120 миль. В топ­ках со­жгли ос­та­ток то­п­ли­ва, а так­же 10 т мас­ла и имев­ший­ся на бор­ту ке­ро­син, но до бе­ре­га не дош­ли. Эс­ми­нец ли­шил­ся хо­да и лег в дрейф. Только 9.03.1942 г. корабль пришел в Мурманск. Oсновные причины недостаточной общей прочности эсминцев проекта 7, повлекшие за собой гибель ЭМ Сокрушительный (погиб 20.11.1942 г., разломившись в 11-12 б. шторм), тяжелые повреждения ЭМ Громкий детально проанализированы в спец. приказе наркома судостроительной промышленности 00181 от июня 1943 г. О конструктивных ошибках при проектировании кораблей проекта 7. Главная ошибка заключалась в перенапряжении несущих связей в оконечностях и резком обрыве продольного набора в районах перехода его к поперечной системе набора. Последнее противоречило традициям передовой отечественной школы строительной механики корабля. Конструкторы бывшего ЦКБС-1 В. Л. Бжезинский, В. П. Римский-Корсаков, П. О. Трахтенберг были арестованы. Новый проект, получивший индекс 7У «улучшенный», был разработан под руководством О. Ф. Якоба всего за месяц. Он также не был лишен недостатков. Проблема прочности корпуса не была окончательно решена.