Быков Степан Андреевич
___ ___ 1918 г. — 6.03.1942 г. - Баренцево море1942 г. краснофлотец
д. Юрьева Гора, Тверская губ. (на 1941 г. - Бусшонинский район, Тверская обл.)
___ ___ 1939 г.
1941-1942 гг. - ЭМ "Громкий", СФ
Быков Степан Андреевич родился в 1918 г., в д. Слободка, Тверская губ. (на 1941 г. - Бусшониский район, Тверская обл.). Русский. В 1939 г. - призван Московским РВК в РККА. В 1941-1942 гг. - котельный машинист ЭМ "Громкий", СФ. В ВОВ с 23.06.1941 г. 23 июня при конвоировании транспортов «Обь» и «Шексна» «Громкий» впервые открыл огонь по вражескому самолету. Затем эскортирование конвоев и ПВО базы стали обычным занятием эсминца. 26 августа, сопровождая вместе с «Гремящим», «Урицким» и «Куйбышевым» теплоход «Мария Ульянова», подвергся массированной атаке с воздуха и получил незначительные повреждения от близких разрывов бомб. С 10 по 12 сентября «Громкий» совместно с «Гремящим» ставил минные заграждения, 21 сентября, 20, 21 и 24 октября обстреливал береговые позиции немцев. Всего за это время эсминец поставил 142 мины КБ-3 и выпустил 1332 130-мм снаряда. В ноябре корабль прошел двухнедельный планово-предупредительный ремонт. 18 ноября «Громкий» вновь вел огонь по позициям врага из губы Ара (сделал 103 выстрела из 130-мм орудий), утром 25 ноября он совместно с английскими крейсером «Кения», эсминцами «Бедуин» и «Интрепид» обстреливал батареи острова Варде, сделав 111 выстрелов главным калибром. Противник ответил огнем, но прямых попаданий не было, и эсминец отделался лишь вмятинами от осколков. С 3 января по 2 февраля 1942 г. «Громкий» находился в ремонте. Тяжелым испытанием для «Громкого» стал поход, начавшийся совместно с «Гремящим» 1 марта. С самаого начала похода корабль попал в 8-ми бальный шторм. Неприятности начались с того, что в котлах начали лопаться трубки. Эсминцу пришлось идти под одним третьим котлом. Когда ветер усилился до 9 баллов, ход корабля уменьшился до 4-5 узлов, крен достигал 40, нос начал зарываться в воду. В ночь на 5 марта ветер достиг 10-11 баллов, и «Громкий» лег в дрейф. Утром удалось увеличить ход до 20 узлов, но корабль сильно зарывался в волны и страдал от качки (зарегистрирован крен на левой борт в 49°). Экипаж понес потери: волной были смыты за борт помощник командира корабля капитан-лейтенант И.В. Потапов, главный боцман Ф.К. Мошин и два краснофлотца - С.А. Быков и М.Д. Хрулев. К тому времени оставалось всего 40 т топлива, хотя до берега было еще 120 миль. В топках сожгли остаток топлива, а также 10 т масла и имевшийся на борту керосин, но до берега не дошли. Эсминец лишился хода и лег в дрейф. Только 9.03.1942 г. корабль пришел в Мурманск. Oсновные причины недостаточной общей прочности эсминцев проекта 7, повлекшие за собой гибель ЭМ Сокрушительный (погиб 20.11.1942 г., разломившись в 11-12 б. шторм), тяжелые повреждения ЭМ Громкий детально проанализированы в спец. приказе наркома судостроительной промышленности 00181 от июня 1943 г. О конструктивных ошибках при проектировании кораблей проекта 7. Главная ошибка заключалась в перенапряжении несущих связей в оконечностях и резком обрыве продольного набора в районах перехода его к поперечной системе набора. Последнее противоречило традициям передовой отечественной школы строительной механики корабля. Конструкторы бывшего ЦКБС-1 В. Л. Бжезинский, В. П. Римский-Корсаков, П. О. Трахтенберг были арестованы. Новый проект, получивший индекс 7У «улучшенный», был разработан под руководством О. Ф. Якоба всего за месяц. Он также не был лишен недостатков. Проблема прочности корпуса не была окончательно решена.