Все участники вов

Крастелев Михаил Андроникович

19.09.1911 — 25.01.1988
Воинское звание

вице-адмирал

Награды

Медаль «За боевые заслуги» (2)|Орден Красной Звезды|Медаль «За боевые заслуги» (2)|Орден Красного Знамени (2)|Орден Ленина (2)|Орден Красного Знамени (2)|Орден Отечественной войны I степени (2)|Медаль «За взятие Кенигсберга»|Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»|Орден Отечественной войны I степени (2)|Медаль «За оборону Ленинграда»|Орден Красного Знамени (2)|Орден Ленина|Орден Красного Знамени

Место рождения

Волгоградская обл., г. Камышин

Дата призыва

1934

Место службы

ПЛ "Л-3" 12 ДПЛ 1 БПЛ КБФ ПЛ "К-52" 2 ДПЛ 1 БПЛ КБФ Подводная лодка "К-52" Бригада подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота 1 бригада подводных лодок Подводная лодка "Л-3" ПЛ "Л-3" 2 ДПЛ 2 БПЛ КБФ

История участника ВОВ

КРАСТЕЛЁВ Михаил Андроникович, вице-адмирал, кандидат технических наук, профессор, начальник Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища в 1956-1971 годы, участник боевых действий на Балтике в годы Финской (1939-1940 г.г.) и Великой Отечественной (1941-1945 г.г.) войн.Родился 19 сентября 1911 года в городе Камышин.После окончания школы работал рабочим на Сталинградском тракторном заводе, затем бригадиром электриков.В 1934 году по комсомольскому призыву поступает в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского (г. Ленинград).В 1939 году после окончания училища назначен командиром электромеханической боевой части (БЧ-5) на подводную лодку "М-75".В 1939-1940 годах участвует во всех боевых походах подводной лодки в войне с Финляндией.В 1940 году назначается командиром БЧ-5 подводной лодки "Л-3" (минный заградитель "Фрунзевец"), которой командовал (1940-1943 годы) Грищенко Пётр Денисович.Здесь с особой полнотой раскрывается талант инженер-механика Крастелева М.А. Возглавляя электромеханическую боевую часть подводной лодки, Михаил Андроникович во многом способствовал успешному выполнению поставленных перед личным составом подводной лодки задач по уничтожению кораблей противника, проведению операций на морских коммуникациях Балтики. С первых дней вступления в должность командира электромеханической боевой части взял под контроль монтаж механизмов, производимый заводом "Судомех" и обязал своих специалистов БЧ-5 параллельно с монтажными работами внимательно изучать новую корабельную технику. Ведя контроль исполнения своих приказаний в изучении корабельной техники, систематически проводил занятия с мотористами, электриками, трюмными машинистами, готовил их к действиям в аварийных случаях. В итоге командиру БЧ-5 удалось подготовить перед выходом в море костяк всесторонних умельцев - надёжных боевых специалистов-подводников.С 1941 года по январь 1944 года участвует в пяти (из восьми) боевых походах пл "Л-3" в войне против Германии. За этот период подводной лодкой потоплено 18 кораблей и судов противника (3 боевых корабля и 15 транспортов) из 29 потопленных за годы войны. Общий тоннаж за этот период составил 65905 т.Отличительной особенностью Крастелева М.А. было то, что он в любых аварийных случаях шёл впереди, первым шёл устранять повреждения. В 1941 году в первом боевом походе совместно с Мочалиным А.Д. и Обрывченко Ю.И. в опаснейших условиях для жизни устранили серьёзное повреждение горизонтальных рулей.Вспоминает командир пл Л-3 Грищенко П.Д. (Цитируется по воспоминаниям П.Д. Грищенко «Схватка под водой». - М.: Мол. гвардия, 1983 - 224 с, ил. -(Летопись Великой Отечественной...) )."Беда пришла сразу, ошеломляюще. Сперва рулевой Волынкин усомнился, почему подводная лодка движется как по нитке, не меняя глубины погружения, в то время как он перекладывает рули то на погружение, то на всплытие... Невероятный случай - подводная лодка не слушается рулей! С трудом задерживаем лодку - на этот раз на глубине 90 метров, затем всё повторяется: всплытие до перископной глубины и очередной, третий нырок.... надо было принимать экстренное решение.Я пригласил к себе в каюту инженер-механика Крастелёва, и вместе с ним мы обсудили создавшуюся ситуацию. Ведь в это время года на Балтике почти отсутствует ночь, бывают только сумерки, и то длятся они два-три часа.Придётся работать в кормовой цистерне. Если появятся катера-охотники и обнаружат нас, не исключена возможность, что подводная лодка уйдёт под воду с людьми в цистерне.Есть, задание будет выполнено. О нас не беспокойтесь - коротко ответил инженер и ушёл готовиться к предстоящим работам.Надо было заранее сделать болт такой же величины, как лопнувший. Размеры его оказались в одной из записных книжек Михаила Андрониковича. Ещё раз подтвердилось, что Крастелёв знает подводную лодку буквально "до последнего болта".В полночь мы всплыли. Через пятнадцать минут старшина мотористов Александр Мочалин и старший матрос трюмный Юрий Обрывченко вместе с Крастелёвым были уже в цистерне. Все стояли по боевой тревоге. Обе пушки и пулемёты были приготовлены к немедленному открытию огня.В три часа Л-3 ушла под воду с исправленными рулями."За мужество и героизм в период боевых походов Михаил Андроникович награждается орденом Красного Знамени (1941 год) и орденом Ленина (1942 год). Подводной лодке Л-3 в 1943 году присваивается звание "Гвардейская".В январе 1944 года Михаил Андроникович назначается командиром БЧ-5 крейсерской пл К-52 и участвует во всех боевых походах корабля.За умелое руководство боевой частью, высокое профессиональное мастерство, личное мужество и самоотверженность в боевых походах в 1945 году он награждается вторым орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны. Подводная лодка К-52 стала Краснознаменной, а её командир И.В. Травкин удостоен звания Героя Советского Союза.Всего за период Великой Отечественной войны Михаил Андроникович участвовал в потоплении 26 кораблей и судов противника, внеся, тем самым, свой весомый вклад в общее дело Победы над фашистской Германией.В послевоенный период Михаил Андроникович занимается педагогической и научной деятельностью, передает свой богатейший опыт по боевому использованию технических средств молодому поколению офицеров-подводников, пройдя путь от преподавателя до начальника кафедры высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища имени Ф.Э. Дзержинского.В 1953 году он с успехом защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.В 1956 году присвоено звание доцент.За большие заслуги перед государством и успешное выполнение поставленных задач Михаил Андроникович награждается:1949 год - орденом Красной Звезды;1957 год - третьим орденом Боевого Красного ЗнамениВсего за период службы в Вооруженных Силах он удостоен шестнадцати правительственных наград.В 1956 году Михаил Андроникович в звании капитана 1 ранга назначается начальником Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища (подводного плавания) для его восстановления и реконструкции.С 1956 по 1971 год возглавляет Севастопольское ВВМИУ, где с наибольшей силой проявился его многогранный талант ученого и педагога, военачальника и организатора. Это был период интенсивной реконструкции училища, совершенствования учебной базы, активного роста профессионального и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава.В 1971 году увольняется в запас по возрасту в звании вице-адмирала, профессора и продолжает научную и педагогическую деятельность в СВВМИУ до 1988 года.Вице-адмирал, профессор М.А. Крастелёв - крупный специалист и высококвалифицированный педагог по архитектуре, управлению и живучести пл. В этой области имел более 40 научных трудов и изобретений. Им написано более 10 учебников, учебных пособий и курсов лекций по которым проходили подготовку курсанты училища.С 1975 года под руководством профессора Крастелёва М.А. на ряде специальных кафедр СВВМИУ велись экспериментальные исследования по живучести корабля. Результаты этих исследований явились важным условием открытия в училище проблемной научно-исследовательской лаборатории, в работе которой Михаил Андроникович постоянно принимал активное участие, а с апреля 1984 года руководил научно-техническим советом лаборатории.Будучи профессором кафедры теории, устройства, живучести и управления корабля, принимал активное участие в педагогической деятельности, помогал молодым преподавателям и адъюнктам.Имеет несколько изданных сборников музыкальных произведений, которые исполнил на фортепиано в 1971 году во время проводов на пенсию.Михаил Андроникович был горячим патриотом нашей Родины и эти свои чувства он активно передавал молодежи. Являясь ректором университета молодого воина Нахимовского района г. Севастополя, вёл большую военно-патриотическую работу.Умер М.А. Крастелёв 25 января 1988 года в возрасте 76 лет. Похоронен на Братском кладбище Северной стороны города Севастополя.Жизненный путь ветерана Великой Отечественной войны Михаила Андрониковича Крастелёва - яркий пример беззаветного служения Родине.