Делов Алий Харунович
2 мая 1915 года — 16 октября 1990 годаДелов Алий Харунович паровозный машинист депо Армавир Северо-Кавказской железной дороги, Краснодарский край. Родился 2 (15) мая 1915 года в ауле Урупский Лабинского отдела Кубанской области, ныне Успенского района Краснодарского края, в крестьянской семье. Адыгеец. Здесь окончил 7 классов сельской школы. В 1934 году закончил железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества в городе Кропоткин. Был направлен слесарем в депо Махачкала. Изучив слесарное дело и освоив работу на паровозе, перешёл помощником машиниста. В Махачкале он проработал два года, затем был переведён машинистом паровоза в депо Армавир Северо-Кавказской железной дороги. Здесь Делов работал до марта 1942 года. С 1943 года старший машинист паровозной колонны особого резерва Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) СССР 36. Работал на прифронтовых участках линии Астрахань Сталинград Баскунчак. За время вождения поездов на прифронтовой полосе проявлял мужество, стойкость. Был дважды ранен и контужен, но после краткого лечения снова вставал в строй. В один из дней битвы за Cталинград, после сильной вражеской бомбежки, бригада Делова отремонтировала основательно повреждённый паровоз, сама заправила его и доставила важный поезд под огнём врага к месту назначения вовремя и в целости. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Делову Алию Харуновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». Продолжал работать на самых важных участках фронта до Победы. Войну закончил в 1945 году в Румынии. После войны окончил Ростовский институт железнодорожного транспорта и долгое время работал на Украине начальником депо, заместителем начальника Львовской железной дороги. В 1960-х годах вернулся на родину. Жил в столице Адыгеи городе Майкопе. Трудился на предприятиях Майкопа, вёл большую общественную работу на посту председателя Майкопского городского комитета защиты мира. Скончался 16 октября 1990 года. Похоронен на Центральном (новом) кладбище в Майкопе. Награждён орденом Ленина, медалями; знаком «Почётный железнодорожник».