Иванов Петр Петрович
20.10.1917 — 14.03.2006ст. краснофлотец
Архангельская область, Лешуконский район, д. Большая Нисогора
20.08.1938
ОВС Таллинский район СНиС ТМОР БФ
С августа 1938 по апрель 1939 г. служил в Краснознаменном Балтийском Флоте. С апреля 1939 года по октябрь 1941 года служил на эскадренном миноносце «Стерегущий», участвовал в боевых действиях по защите и освобождению островов в финском заливе. «Стерегущий» выходил в дозор, конвоировал транспорты, участвовал в маневрах Балтийского флота. В момент нападения фашистской Германии на СССР «Стерегущий» числился в составе отряда легких сил, в ночь на 23 июня 1941 года вместе с эсминцами «Гордый» и «Гневный» и крейсером «Максим Горький» прикрывал минные постановки в устье Финского залива. После подрыва крейсера на мине сопровождал его к острову Вормси, а затем в Таллин. От магнитных мин наши корабли буквально взлетали в воздух, рассыпаясь на тысячи осколков. Не выдерживала броня плавилась. Вода кипела от бомб, что сбрасывали в залив немецкие бомбардировщики. Налетали поочередно звеньями. Тогда как наша эскадра осталась без защиты с воздуха. В том бою фашистам удалось потопить несколько наших эсминцев. Во время последнего перехода в параване «Стерегущего» взорвалась мина. Эсминец получил небольшие повреждения, но сохранил ход и благополучно прибыл в базу. После недельного ремонта вновь вошел в строй, и уже 2 июля участвовал в минной постановке (вместе с эсминцем «Калинин» и тральщиком «Бугель» выставлено 100 мин и 50 минных защитников). Затем эсминец перешел в Ирбенский пролив для действий на коммуникациях противника. 12 августа 1941г. был получен приказ провести из Таллинна в Кронштадт крупный санитарный транспорт «Вячеслав Молотов» (ныне теплоход «Балтика»). Идти предстояло через минные поля, а на борту судна три тысячи раненных бойцов. Уже на траверзе мыса Юминда взорвались на минах и погибли два тральщика. Следующая мина взорвалась в параване "Стерегущего", корабль на время потерял ход. Новые взрывы, теперь у борта санитарного транспорта, с него семафорят: "Затоплено котельное отделение". И тогда капитан корабля принимает неожиданное решение - заводит буксирный трос за... кормовую пушку главного калибра, так надежнее. Караван вновь двинулся в путь, и вновь командир эсминца принимает нестандартное решение - ведет почти неуправляемое судно в тумане через пролив, ширина которого чуть больше кабельтова (185 м). И благополучно отдает якорь на рейде Кронштадта. За это весь экипаж отмечен благодарностями и правительственными наградами. А вот осенью 1941 года фашисты потопили наш эсминец. Это случилось под Ленинградом, когда тот уже находился в блокаде. Мы всю ночь отражали атаки фашистских стервятников на подступах к нему. Пушки накалялись до красноты. К рассвету немцы засекли наши позиции. На «Стерегущем» сыграли боевую тревогу и запустили турбины. Но в этот момент группа бомбардировщиков из 12-16 «Юнкерсов» атаковала эсминец. Самолеты пикировали на цель группами по 3-4 машины и в течение 7-8 минут сбросили не менее 60 бомб весом от 50 до 250 кг. «Стерегущий» получил три прямых попадания: сначала в помещение главстаршин, затем в район 1-го машинного отделения и, наконец, когда корабль сильно накренился, в борт в районе кают-компании. Кроме того, эсминец поразило большое число осколков и пуль, что привело к большим потерям в личном составе. Вместе с осколками полетели в воду буквально срезанные руки, ноги моряков. Воздушной волной, раненного в обе ноги и левую руку, меня выбросило в море. В таком тяжелом положении и подобрала меня команда какого-то катера и доставила в Ленинград. Уже в госпитале врачи насчитали в моем теле до 200 мелких осколков железа. Лишь потом я узнал, что из 200 членов команды эсминца выжило лишь 30. Кто жив разобрались позже. Несмотря на значительные разрушения «Стерегущий» все же успел дойти до отмели. Объем разрушений не оставлял надежды на спасение корабля. Через четверть часа после начала налета эсминец повалился на правый борт и затонул на глубине 5,5 м.