Все участники вов

Аргунов Николай Филиппович

1919 — дд.мм.гггг
Воинское звание

гвардии старший лейтенант

Дата призыва

1939

Место службы

35 гв. бап

История участника ВОВ

Стрелок-бомбардир 1-й авиаэскадрильи 150-го сбап (сержант/лейтенант), штурман звена 35-го гв. бап (гвардии лейтенант), штурман эскадрильи 35-го гв. бап (гвардии старший лейтенант). Родился 14 апреля 1919 года в селе Коченево (ныне посёлок городского типа) Новосибирской области, русский, член ВКП(б) с 1941 года, в Красной Армии с 1939 года, в 1940 году окончил Челябинское военное авиационное училище лётчиков-наблюдателей и направлен в 150-й авиаполк, в действующей армии в годы Великой Отечественной войны в составе 150-го сбап с 16 июля по 27 сентября на Западном фронте (на самолёте СБ), с 28 сентября до 14 ноября 1941 года в партизанском отряде, с 14 ноября до 17 декабря 1941 года на Западном фронте (на самолёте СБ), в составе 150-го сбап с 17 декабря 1941 года до 15 февраля 1942 года на Калининском фронте (на самолёте СБ) и с 13 июля по 2 августа 1942 года на Сталинградском фронте (на самолёте Пе-2), в составе 35-го гв. бап (на самолёте Пе-2) с 15 декабря 1942 года по 10 февраля 1943 года на Донском фронте, с 26 апреля до 10 июля 1943 года на Северо-Кавказском фронте, с 10 июля 1943 года до 20 июня 1944 года на Западном фронте, с 20 июня до 13 июля 1944 года на 3-м Белорусском фронте, с 13 июля по 22 октября 1944 года на 1-м Прибалтийском фронте. В ночь на 27 сентября 1941 года самолёт СБ (пилот старший лейтенант Жолудев, штурман экипажа сержант Аргунов, стрелок-радист сержант Копейкин) вылетел на бомбардирование скопления автомашин противника в г. Демидов. Над целью огнём зенитной артиллерии противника были выведены из строя оба мотора и Жолудев посадил самолёт в районе Дрисса на территории, занятой противником. На второй день экипаж встретился с группой артиллеристов Красной армии, был создан партизанский отряд численностью в 23 человека. 2 ноября Аргунов был направлен через линию фронта и 14 ноября 1941 года он возвратился в полк с сообщением, что экипаж жив, и документами, подтверждающими его активное участие в партизанской борьбе в тылу врага. В должности штурмана звена летал в экипаже командир звена гв. ст. л-та Браушкина (воздушный стрелок-радист гв. ст. с-т Гусев), в июне 1944 года летал в экипаже гвардии капитана Шапкарина (воздушный стрелок-радист гвардии старший сержант Чернецов. Шапкарин и Чернецов 21 июля 1941 года не возвратились с боевого задания на разведку войск противника. Погиб 22 октября 1944 года. При вылете в составе полковой колонны на бомбардирование живой силы и техники противника на боевом курсе самолёт Пе-2 сбит зенитной артиллерией противника, пилот командир авиаэскадрильи гвардии старший лейтенант Селезнев выбросился из самолёта на парашюте, Аргунов предположительно зацепился лямками парашюта за детали кабины и покинуть самолёт не смог, воздушный стрелок-радист гвардии старшина Дятлов самолёт по команде пилота не покинул, самолёт горящим упал на землю и сгорел, останки тел Аргунова и Дятлова Селезнев похоронил и вернулся в часть. Место захоронения - город Рета́вас (раньше русское Ретово, административный центр Ретавского самоуправления Тельшяйского уезда). За успешно совершённые лично 172 боевые вылета (93 на самолете СБ и 79 на самолете Пе-2) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии старшему лейтенанту Аргунову Николаю Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда", а также он награждён двумя орденами Красного Знамени (пр. КлнФ от 28.03.1942 г. 0102; пр. 1 ВА от 10.07.1944 г. 032/н), орденом Отечественной войны 2-й степени (пр. 2 бак от 17.01.1943 г. 4/н). Также награждён медалями "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда" и "За оборону Кавказа". Из общего количества боевых вылетов 62 произвёл ночью, 27 - с пикирования, 6 - ведущим девятки, 65 - ведущим звена и 101 - ведомым в звене и одиночным экипажем. Имя Героя носит улица посёлка городского типа Коченево Новосибирской области.