Щербина Василий Иванович
01.04.1918 — 31.03.1993гвардии старшина 1-й статьи
станица Павловская, Кубань
1938
канонерская лодка "Красный Азербайджан", потом Дунайская военная флотилия
После окончания средней школы статный павловский парень Вася Щербина был призван в 1938 году на военную службу. И стал станичник краснофлотцем Каспийской военной флотилии. Он начал службу на канонерской лодке «Красный Азербайджан». В апреле 1939 года «Красный Азербайджан» находился с визитом в иранском порту Пехлеви. А после начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года команда канонерской лодки в составе группы кораблей флотилии обеспечивала высадку советских войск Закавказского фронта на иранском побережье по плану операции «Согласие». Затем были выполнены боевые задачи по конвоированию проходящих по Каспийскому морю караванов с войсками, военной техникой, топливом. В 1942-1943 годах «Красный Азербайджан» принимал участие в переброске советских войск из среднеазиатских республик Советского Союза в районы городов Махачкалы и Дербента. Здесь развернулись ожесточённые бои за Кавказ. Впоследствии Каспийская военная флотилия обеспечивала охрану морских коммуникаций, прикрывала от бомбовых налётов вражеской авиации нефтяные промыслы Баку. И с каждым новым боевым походом канонерской лодки «Красный Азербайджан» росло мастерство краснофлотца-моториста Василия Щербины. Особенно оно проявлялось в рейдах по Волге, когда орудия канонерки поддерживали огнём защитников Сталинграда. Красная Армия во второй половине 1944 год освободила от захватчиков советскую землю, начались сражения в Восточной и Юго-Восточной Европе. В сентябре 1944 года гвардии старшина 2-й статьи Василий Щербина принял под своё командование отделение мотористов бронекатера 115 (БК-115) Дунайской военной флотилии. «Речные танки» -бронекатера сыграли существенную роль при взятии столиц Венгрии и Австрии Будапешта и Вены, расположенных на берегах голубого Дуная, волны которого в те дни окрасились кровью советских воинов. Из наградного листа: «Находясь на катере в качестве командира отделения мотористов при прорыве в глубокий тыл противника, где катер шёл головным, в условиях плохой видимости, при условии, что оба берега заняты противником, добился того, что его моторы работали почти бесшумно, что дало возможность первым катерам совершить прорыв почти без потерь. За весь прорыв тов. Щербина, не взирая на огонь противника, давал заданный ход. При высадке дневного десанта в с. Радвань, где катера попали под сосредоточенный огонь противника и требовалось с максимальной скоростью прорваться сквозь огневую завесу под берег противника, дал её, что обеспечило высадку десанта, боезапасов и 45-мм пушек без существенных потерь. В дальнейшем, работая 5 суток бессменно у мотора при переброске войск 25-й гвардейской дивизии и 83-й морской бригады, не имел при этом ни одной аварии и задержки. Тов. Щербина достоин правительственной награды ордена Красной Звезды». Такую высокую оценку действиям Василия Щербины дал командир гвардейского дивизиона речных катеров. Вышестоящее начальство решило по-своему, и на груди павлочанина появилась первая награда медаль Нахимова. Командир отделения мотористов бронекатера, гвардии старшина 1-й статьи (был повышен в звании) Василий Щербина фактически круглосуточно находился на боевом посту. В очередном представлении к награде отмечалось: «Когда от переутомления и по болезни вышли из строя трое мотористов, т. Щербина вместе со старшиной мотористов почти бессменно вдвоём стояли вахту в машине и отлично справлялись со своими обязанностями». За эти заслуги он был награждён орденом Отечественной войны II степени. А впереди, вверх по Дунаю были хорошо укреплённые врагом города Будапешт и Вена, которые советским войскам предстояло взять штурмом, освободить от захватчиков. В этих ожесточённых боях зимы и весны 1945 года экипаж бронекатера 115 покрыл себя неувядающей славой. Когда 15 января 1946 года гвардейцы-речники, и в том числе старшина 1-й статьи Василий Щербина, были демобилизованы, у них на груди сверкали, помимо других наград, и медали «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены». Николай ЧЕРНОГОРЕЦ.