Все участники вов

Иванов Александр Иванович

25.12.1904 — 26.08.1986
Воинское звание

инженер-капитан тяги

Место рождения

г. Тула

Дата призыва

12.1942

Место службы

1-й Белорусский фронт, 2-й Белорусский фронт

История участника ВОВ

Иванов Александр Иванович Родился 25.12.1904г в г.Тула. Звание инженер-капитан тяги. На железнодорожном транспорте начал работать в 1919г. С декабря 1942г по январь 1946г в должности начальника колонн паровозов особого резерва НКПС (ОРКП НКПС) 9 и 69 выполнял задания по проводке эшелонов с грузами военного назначения для фронта. Возглавляемые им колонны в установленные командованием сроки доставляли грузы в Сталинград, на Курскую дугу, Украинский фронт, вывозили раненых. За время войны награжден орденами Отечественной войны 2-ой степени и Красная звезда, медалями "За оборону Сталинграда" и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», знаками "Почетный железнодорожник" и "Ударник Сталинского призыва". После войны продолжал работать в г.Тула на железной дороге до выхода на пенсию. Ушел из жизни 26.08.1986г. Александр Иванович рассказывал, что очень часто их поезда бомбили. Тогда приходилось маневрировать, то резко тормозя, то ускоряясь, чтобы бомбы падали мимо. Бывало, что осколками этих бомб ранило и даже убивало машиниста или еще кого-то из едущих в эшелоне. Иногда немцам удавалось полностью разбомбить поезд. Поэтому, отправляясь к линии фронта, они никогда не знали, вернутся ли обратно.Часто железнодорожникам приходилось проявлять настоящий героизм: ремонтировать под бомбами поврежденный паровоз и вагоны. Иногда оказывались разрушенными рельсы на пути следования и приходилось восстанавливать их своими силами, потому что стоящий на месте поезд был хорошей мишенью. Приходилось им тушить загоревшиеся вагоны со снарядами и цистерны с горючим. Иногда они попадали под бомбежку, когда находились на какой-нибудь железнодорожной станции. Это было очень страшно, потому что кругом было много эшелонов, все взрывалось, горело. Тогда им приходилось помогать растаскивать горящие вагоны, оказывать помощь раненым, а затем продолжать движение к пункту назначения. Александру Ивановичу повезло. Он остался жив и даже не получил за три года ни одного ранения. А многие его товарищи остались лежать вдоль идущих на запад железных дорог нашей страны. Вот так воевали люди одной из самых мирных профессий - железнодорожники. Паровозные колонны особого резерва (ОРКП) специальные формирования Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) были созданы по постановлению 2263/сс от 7 сентября 1942 года Государственного комитета обороны. В состав каждой колонны входил мобильный резерв локомотивов, который состоял из 1530 паровозов. Помимо паровозов, в состав колонн включались и товарные вагоны, которые служили для размещения персонала и для размещения хозяйственной части . Также иногда дополнительно в состав входили вагоны-бани и вагоны-мастерские. За каждым паровозом закреплялось 2 поездные бригады. Также в каждой колонне имелся свой обслуживающий персонал. Таким образом, в паровозной колонне из 30 паровозов, числился штат из 427 человек. Каждую колонну возглавляли начальник и комиссар. Все машинисты, помощники машинистов, кочегары, кондукторы, поездные вагонные мастера осваивали слесарное дело, электросварку, котельные работы. Практически каждый член команды мог подменить своего товарища. И такая подмена во фронтовой обстановке широко применялась. Весь личный состав колонн перевели на военное положение. Бойцам и командирам присвоили воинские звания, выдали оружие, военную форму. Они находились на довольствии в войсковых частях. При обслуживании прифронтовых дорог колонны автоматически поступали в подчинение командования фронтов и армий. Паровозные колонны особого резерва НКПС эффективно использовались главным образом на участках, где создавались затруднения в эксплуатационной работе, накапливалось большое количество поездов и дорога своими силами не могла обеспечить пропуск вагонопотоков. Таким образом, ОРКП НКПС были транспортным спецназом, который успешно выполнял задачи там, где гражданские железнодорожные организации не справлялись. Именно поэтому в ОРКП отбирались лучшие специалисты, которых даже отзывали из действующей армии.