Все участники вов

Янковский Александр Алексеевич

27.05.1911 — 16.05.1999
Место рождения

г.Орша

История участника ВОВ

Александр Янковский родился 27 мая 1911г. В г. Орше сейчас это Витебская область Республики Беларусь. В пятнадцать лет стал рабочим Оршанской железной дороги. На следующий год учеником слесаря в депо, а затем, подучившись, помощником машиниста. В середине 30-х годов, он освоил методы машиниста-новатора и стал водить поезда с повышенной скоростью. За свой добросовестный и новаторский труд, был назначен на руководящий пост - помощником начальника паровозного депо Орша. В начале Великой Отечественной войны Александр Янковский со своим паровозом стал работать в депо им. Ильича в Москве. Он водил составы с войсками, боеприпасами и вооружением от Москвы Белорусской до Можайска, порой почти на передовую. В 1942г. Доставлял эшелоны с танками к Сталинграду. Все грузы к Сталинграду доставлялись при постоянной бомбардировке вражеской авиации. На станции Эльтон бомба попала в вагон-теплушку где отдыхала сменная бригада. Восемь человек погибли. Остались в живых только старший машинист Александр Янковский и вагонный мастер Афанасий Глебов. Они отцепили от паровоза горящую теплушку. А. Янковский вывел ее в тупик. Вернувшись к эшелону с танками, А. Янковский отправил боевую технику на перегон и спрятал в выемку. Похоронив падших, в воронках от бомб. Янковский и Глебов еще 9 суток вдвоем работали под обстрелами и бомбежками. В 1943г. Указом Президиума Верховного совета СССР от 5 ноября1943г. «За особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Янковскому Александру Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот". Такую же награду получил и вагонный мастер А.Н.Глебов. В 1946 году окончил Центральные технические курсы МПС СССР, назначен начальником топливно-тепло-технического сектора Оршанского отделения железной дороги. В 1952 г. переведён на аналогичную должность в г.Красноярск. С 1959 г. инструктор по теплотехнике, затем начальник восстановительного поезда станции Красноярск. В 1968 г. вышел на пенсию,но продолжал работать приёмосдатчиком грузобагажа. В 1979 году был избран депутатом Верховного Совета СССР X созыва. Скончался в г.Красноярске 16 мая 1999 года в возрасте 87 лет.