Агитационные плакаты времен Великой Отечественной войны
С первых дней войны на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднимать боевой дух солдат и гражданского населения, сплачивать и объединять их в борьбе за свободу своей страны. Пожалуй, одним из самых известных символов начала Великой Отечественной войны является плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!». Собирательный образ матери, призывающей своих сыновей защищать свое Отечество, вдохновлял советских людей на протяжении всей войны. Плакат стал одним из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период Великой Отечественной войны. Художники в своих работах стали обращаться к образам великих полководцев прошлого, к славной военной истории побед над иноземными захватчиками. «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков!» — призвал в одном из своих выступлений Сталин. Вы можете увидеть эту цитату на плакате Виктора Иванова «Наша правда. Бейтесь до смерти!» в нише № 2. Таково композиционное единство образов воинов Красной армии и князя Дмитрия Пожарского, атакующего со своим ополчением врага. Здесь же вы можете увидеть другой плакат этого автора — «Бей, коли, гони, бери в полон!», лозунгом для которого послужила цитата великого полководца Александра Суворова, изображенного на фоне. Вдохновлять на подвиги был призван и образ Александра Невского. Например, на плакате Виктора Иванова и Ольги Буровой в нише № 3 с цитатой из фильма 1938 г. «Александр Невский» «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!» изображена атака дружины Александра Невского на немецких крестоносцев. Особое место в советском плакате в военное время играл образ врага. На плакатах Виктора Корецкого «Воин Красной армии, спаси нас от фашистского рабства» и «Воин Красной армии, спаси!», расположенных в нишах № 2 и № 3, враг изображен метафорично — через тень или окровавленный нож с рисунком свастики. Нередким было карикатурное изображение неприятеля. Основой для двухактовых сюжетных плакатов, как, например, «Долг платежом красен» Кукрыниксов в нише № 2 или «Выступали — веселились, отступали — обслезились...» Бориса Ефимова и Николая Долгорукова в нише № 1, стали неудачные наступательные кампании немецкой армии. Советские художники отражали и тему общих усилий стран-союзников в достижении победы, как, например, Борис Ефимов на плакате «Тунис — Сталинград» в нише № 1 или Алексей Кокорекин на плакате «Так будет с фашистским зверем!» в нише № 3, где в пса, олицетворяющего фашистскую Германию, воткнуты мечи с флагами СССР, США и Великобритании. В агитационных плакатах времен войны для призыва к борьбе часто присутствует образ ребенка, как на плакатах Марии Нестеровой-Берзиной «Папа, убей немца!» и Леонида Голованова «Мой папа герой! А ты?» в нише № 1. С 1943 г. в агитационных плакатах все больше встречается воин Красной армии — былинный герой своего времени. Он неразрывно связан с образом грядущей победы и ее символом — Знаменем Победы. Такие образы можно встретить на плакатах Леонида Голованова «Дойдем до Берлина!» в нише № 1 и «Наше знамя — знамя Победы!» Виктора Иванова в нише № 2. Наравне с газетами и радио, плакат во время войны стал одним их самых массовых и действенных средств агитации. Спустя десятилетия после ужасной войны эти плакаты способны трогать сердца и пробуждать особые чувства.