Все участники вов

Петренко Петр Федорович

15.а .1915 — 25.0я.2005
Воинское звание

военный шофер

Место рождения

с. Перелюб, Черниговская губерния, Украина

Дата призыва

22.ня.1941

Место службы

Ефрейтор. Шофер 37-го Отдельного Моторизированного Понтонно-Мостового батальона.

История участника ВОВ

Прошёл всю войну «от звонка до звонка» Пётр Фёдорович Петренко родился 15 марта 1915 г. в с. Перелюб, Черниговской губернии на Украине, отец его Фёдор Михайлович и мать Анна Тарасовна Дуденко. Со временем у них родилось и выросло восемь детей. Среди них Пётр был пятым. В тяжёлые 30-е годы прошлого века родители, спасаясь от голода, решили переселиться в Сибирь. Обосновались они в д. Малиновка, Кочковского района, Новосибирской области. В 1935 году Пётр окончил курсы шофёров на Алтае и стал работать шофёром в Жуланской МТС, Кочковского района. Там он в 1936 году женился на Пелагеи Антиповне Сборщик из д. Малиновки. В 1940 году его направили на Всесоюзные курсы автомехаников в Кировоград на Украину. Поехали всей семьёй, вместе с женой и сынишкой. Перед началом войны Пётр отправил их обратно в Сибирь, в д. Малиновку. Там жили отец и мать Пелагеи. Так получилось, что Петра с первого военного утра забрали на фронт. «22 июня в 4 часа, - вспоминал он, - нас, учащихся военизированной школы Союззаготтранса, подняли с постели два офицера из Кировоградского военкомата и отдали приказ: «Строиться!» Вот тогда мы и узнали, что началась война. Ещё не закончился инструктаж, а мы уже услышали разрывы бомб в городе. Нас быстро рассчитали в бухгалтерии и повезли в военкомат. В военкомате нас снова построили, вручили каждому номер машины. А вечером мы уже сидели за рулём автомобилей в составе 37-го отдельного моторизированного понтонно-мостового батальона Южного фронта. Сам батальон был сформирован в Бессарабии (г. Сороки) 25 июня 1941 г. и находился в составе 7-го понтонно-мостового полка. Автотранспорт батальона состоял из129 различных автомобилей и другой техники. После получения машин нас направили в район реки Днестр для наводки понтонного моста для переправы наших отступающих войск. Первую переправу через р. Днестр в районе г. Сороки за ночь дважды наводили и дважды немецкие самолёты бомбили наш мост». Батальон и воинские части отступали с боями по Южному фронту до самого Северного Кавказа, а понтонеры строили мосты разных типов для отступления и ведения боёв против гитлеровских войск. После освобождения Северного Кавказа, Таманского полуострова и Керченского пролива, 37-й батальон пополнили и перебросили на Белорусский фронт в район Великих Лук. Оттуда понтонеры и воинские части пошли в наступление, через реки, в направление Литвы на г. Вильнюс под командованием генерала армии Ивана Черняховского. Далее они шли в Латвию по направлению г. Риги, форсировали реку Лиелупе в районе г. Шауляя. Здесь при наведении понтонного моста Пётр Фёдорович был ранен в голову, не задев кости черепа. Медсестра прямо в кабине сделала перевязку и он, не бросая руль машины, продолжал задание по наводке понтонного моста. За эту операцию он был награждён орденом «Красной звезды». Из наградного листа. Петренко Пётр Фёдорович. Ефрейтор. Шофёр 37-го Отдельного Моторизированного Понтонно-Мостового батальона. Представлен к медали «За отвагу». Год рождения -1915. Украинец. Член ВКП(б) с 1943 г. С июня 1941 г. на Южном Фронте, Черноморское, Северная группа, Зак.фронта, Северо-Кавказский фронт. В Красной Армии с 1941 г. Призван Кировоградским РВК, Кировоградской области. «Тов. Петренко один из лучших водителей роты. Его роспуск всегда в отличном состоянии готовый на любое боевое задание. При наводке моста 7.10.43 г. на протоке у Пересыпь тов. Петренко проявил мужество и находчивость, разгрузив свои полупрогоны на берегу одним из первых он быстро уводит свою машину в укрытие. Узнав о том, что один из роспусков подорвался на мине противника и зная о том, что из-за несвоевременно поданных полупрогонов на берег может быть сорвано задание по наводке моста, тов. Петренко организует вокруг себя свободных шофёров едет к выведенному роспуску, перегружает имущество на свою машину и в срок доставляет на берег. Мост готов. По нему пошли наши наступающие части, преследуя и гоня противника. Необходимо было срочно перебросить лесоматериал на место постройки плотов из хутора Коржевский и Петренко на своей машине блестяще выполнил эту задачу. Достоин награждения медалью «За отвагу» Командир батальона Г.Смирнов. За форсирование реки Курка. (из военного архива) Медаль «За отвагу» вручали перед строем. Вместе с этой медалью ему был вручен знак «Отличный шофёр» А командиру батальона майору Григорию Яковлевичу Смирнову было присвоено звание Героя Советского Союза. После выполнения этого задания они пошли по направлению реки Неман, где в районе г. Тильзита наводили переправу и строили деревянный мост, необходимые при штурме г. Кенигсберга. «Здесь для нас понтонщиков и закончилась война с Германией, - продолжал Пётр Фёдорович. После небольшого ремонта техники мы в г. Кенигсберге, погрузились на железнодорожные площадки и поехали на Восток воевать с Японией. 8 августа в районе р. Хангин-Хол мы навели понтонный мост и войска пошли в наступление. Мосты и переправы строили везде, где шли бои. 3 сентября 1941 года война с Японией закончилась, и мы вышли с Маньчжурии на территорию Читинской области, в район Бурятского автономного округа, в расположение казарм посёлка Цугульский дацан, где продолжили службу до июня 1946 года. Пётр Фёдорович Петренко, по профессии механик-водитель, прошел всю войну «от звонка до звонка» в отдельном понтонно-мостовом батальоне. Он награждён орденами «Отечественной войны II степени» и «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За взятия Кенигсберга» , «За победу над Германией», «За победу над Японией», знаком «Отличный шофёр». Домой к семье он вернулся только 26 июня 1946 года. Поработал 8 месяцев Агентом Райуполминзага в с. Кочки. Затем он с семьёй переехали в д. Усть-Стрелино, Кемеровской области, где работал бригадиром полеводческой бригады 1 в колхозе «Первый шаг» до 1952 года. После этого он был направлен автомехаником в Зарубинскую МТС, там проработал до 1958 года. После реорганизации МТС остался в с. Зарубино, здесь он работал шофёром в Зарубинском сельпо, на Топкинской межрайбазе и райпотребсоюзе до 1965 года, а с 1965 года и до марта 1975 года был заведующим новой типовой хлебопекарней в с. Зарубино. Он был награждён медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «За освоение целинных земель», знаками «Отличник советской торговли». В марте он ушёл на пенсию. Пётр Фёдорович и Пелагея Антиповна прожили вместе почти 70 лет. Не дожили они до «Благодатной свадьбы» всего один год. Он умер после тяжёлой болезни 25 февраля 2005 года, не дожив до 90 лет всего 2 недели, она умерла через год 12 марта 2006 года в возрасте 87 лет.