Все участники вов

Сафонов Борис Феоктистович

26.08.1915 — 30.05.1942
Воинское звание

подполковник

Награды

Дважды Герой Советского Союза (16.9.41; 14.6.42), орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Британской империи "За выдающиеся летные заслуги".

Место рождения

с. Синявино Плавского района Тульской области

Дата призыва

1933

Место службы

Качинская ВАШ; 106-я авиаэскадрилья 40-й авиабригады Белорусского военного округа; 15-го ИАП; 72-й смешанный авиаполк ВВС СФ; 78-й ИАП; 2-й Гвардейский Краснознаменный ИАП

История участника ВОВ

Сафонов Борис Феоктистович родился 13 (26) августа 1915 года в селе Синявино ныне Плавского района Тульской области. Успешно окончив школу 2-й ступени - семилетку, уехал в Тулу, где поступил в ФЗУ. В 1931 г. юноша пришел в Тульский аэроклуб: сначала в кружок планеристов, а через год был зачислен курсантом-летчиком. Его инструктором в аэроклубе была Валентина Гризодубова, впоследствии известная летчица-рекордсменка. В августе 1933 г. после окончания аэроклуба Сафонов был направлен в Первую авиационную школу нилотов имени А. Ф. Мясникова. Учеба была закончена в ноябре 1934 г., при этом по технике пилотирования, воздушной стрельбе, матчасти курсант Сафонов получил высшие оценки. Он был направлен в 106-ю авиаэскадрилью 40-й авиабригады, дислоцированной в Белорусском военном округе. В начале 1938 г. большинство летчиков 106-й авиаэскадрильи были переведены в состав вновь сформированного 15-го иап. Сафонов попал в четвертую эскадрилью, вооруженную истребителями И-15, хотя уже к тому времени он освоил И-16 и был одним из лучших в полку пилотировщиков этой сложной машины. Когда приказом Наркома ВМФ СССР от 23 декабря 1939 г. был сформирован 72-й смешанный авиационный полк, включавший 2 истребительные и одну бомбардировочную эскадрильи, то заместителем военкома истребительной эскадрильи по комсомолу туда был назначен ст. лейтенант Сафонов. Свой первый боевой вылет он совершил 22 июня над полуостровом Рыбачьим, атаковав вместе с В. Воловиковым Хе-111. Летчики вели огонь до полного израсходования боекомплекта, однако задымившему «Хейнкелю» удалось скрыться в облачности. Вечером 24 июня Сафонов поднял свой И-16 по тревоге, вновь на перехват одиночного Хе-111 (по другим данным, это был Ю-88). Погода была безветренная, и пыль, поднятая его самолетом, задержала взлет ведомых. В двух атаках Сафонов повредил бомбардировщик и убил стрелка, затем, сблизившись с противником до 70 метров, длинной очередью отстрелил вражескому самолету хвост. Машина упала в бухте Зеленцы. Командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко свидетельствует в своих мемуарах, что подошедший катер успел подобрать некоторые части сбитого самолета. Это была первая победа, одержанная Северным флотом в бою с современной грозной машиной, триумф совершился на глазах десятков людей — моряков-катерников. К концу лета на счету капитана Сафонова было уже 10 лично сбитых самолетов, и его представили к званию Героя Советского Союза. Среди сбитых им были: Хе-111, 5 Ю-88, 2 Хш-126, Ю-87 и Ме-109. 15 сентября Сафонов одержал сразу 3 победы (Ме-110, Ю-87 и Хш-126), доведя число личных побед на И-16 до 14. 24 октября 1941 г. он был назначен командиром нового 78-го ИАП. Командующий ВВС наделил Сафонова правом подбирать летчиков по собственному усмотрению. В полк были направлены 8 бывших инструкторов, имевших хорошую летную подготовку. Полк вооружили английскими «харрикейнами». По его предложению, 12 пулеметов калибром 7,69 мм, установленных на английском истребителе, были заменены парой пушек ШВАК. В марте 1942 г. Сафонов вместе с А. Коваленко, А. Кухаренко и Т. Тумановым были награждены английским орденом "За выдающиеся летные заслуги", а 27 мая, за несколько дней до гибели, в Москву ушло его представление ко второй Золотой Звезде, где, в частности, отмечалось: «Герой Советского Союза подполковник Сафонов в течение войны с немецкими захватчиками в воздушных боях сбил 19 самолетов противника, кроме того, в групповых боях Сафонов сбил вместе с другими летчиками 3 самолета противника». 20 марта он был назначен командиром полка, в составе которого начинал воевать, полк к тому времени стал гвардейским — 2-м Гвардейским Краснознаменным ИАП, и Сафонов принял его гвардейское знамя. 30 мая 1942 года он вылетел во главе четверки «Томахауков» на прикрытие печально известного каравана PQ-16. Истребители американского производства фирмы Кертис П-40 «Киттихаук» и «Томахаук», которыми, в том числе, был вооружен полк, не были приспособлены для эксплуатации в суровых условиях Заполярья — их двигатели часто выходили из строя. Неполадки случились и в этом вылете. Ведомый Сафонова А. Кухаренко из-за перебоев в работе мотора был вынужден вскоре после взлета возвратиться назад… На подходе к каравану группа Сафонова встретила 6 немецких бомбардировщиков Ю-88 и, преследуя их, разделилась. Сафонов остался один. Вскоре после начала боя он передал в эфир: «Одного сбил». Через минуту-две последовало новое сообщение: «Двух рубанул! Бью третьего… Есть третий!». Еще минуту спустя: «Прикройте с хвоста!.. Мотор!». Это были последние слова гвардии подполковника Бориса Сафонова. Был ли причиной гибели отказ мотора или очередь с бомбардировщика, по-видимому, так и останется тайной. Падающий самолет, предположительно самолет Сафонова, видели с миноносца «Валериан Куйбышев», тогда же было зафиксировано и место его гибели: 69 градусов 51 минута северной широты и 34 градуса 42 минуты восточной долготы. Он успел провести 234 боевых вылета и с учетом побед в последнем бою лично сбил 22 и в группе 3 самолета противника. Его имя стало синонимом воинской доблести, самоотверженности и мужества.